Спецпроекты

Безопасность Новости поставщиков

Новый альянс на рынке ИБ делает первые шаги

На рынок выходит первый комплект продуктов от альянса компаний "Доктор Веб" и Acronis. Впервые российские разработчики смогли представить промышленный образец решения, обеспечивающий и ИБ, и сохранность данных домашних пользователей и малого бизнеса (SOHO).

Разговоры о необходимости такого рода продукта на отечественном рынке ИБ ведутся уже несколько лет. Но кроме некоторых решений Symantec, BitDefender, McAfee и Panda иных успешных коммерческих проектов так и не появлялось. Наконец, подобную попытку совершили "Доктор Веб" и Acronis. Результатом их совместных усилий стал комплект, включающий в себя пятую версию Антивируса Dr.Web для Windows, а также систему резервного копирования и восстановления данных Acronis True Image Home 2009.

PR-менеджер компании "Доктор Веб" Кирилл Леонов уверен в успехе: "Совместный комплект решений, включающий в себя ПО для резервного копирования данных, - это новый для нас шаг. Но мы полагаем, что на российском рынке программного обеспечения будет особенно востребован хороший антивирус, предлагаемый в одной коробке с надежной системой резервного копирования. На нашем рынке ПО от Acronis прекрасно известно, причем как домашним пользователям, так и специалистам в области ИБ. Данные продукты очень удобны и надежны в использовании".

Артем Хазов, директор по продажам Aflex software, официального представителя в России и СНГ компании Acronis, также настроен оптимистично: "Идея стратегического партнерства с одним из разработчиков антивирусных решений родилась более года назад. Основываясь на исследованиях рынка ПО в сегменте SOHO, а также на анализе ситуации с коробочными версиями продуктов Acronis для домашних пользователей, мы предложили нашему издателю, компании "1С", создать совместный комплект решений с компанией "Доктор Веб".

Вендоры нацелены на сегмент SOHO

Известно, что подобные попытки сотрудничества для Acronis - не первый опыт. Ранее эта компания уже запускала совместные проекты с различными вендорами. Но данное партнерство обоими разработчиками расценивается как стратегический шаг с большими перспективами на будущее и как трамплин для дальнейшего развития. Тем более что проект реализован очень вовремя – именно сейчас пользователи стремятся сэкономить на приобретении лицензионного ПО, и покупка совместного комплекта программ позволяет как нельзя лучше реализовать такую возможность.

При этом данный пакет программ предоставляет пользователю максимальную гибкость, поскольку любой продукт при необходимости может быть заменен на аналогичную разработку другого вендора. Среди иных задач проекта представители Acronis выделяют заинтересованность в усилении позиций на рынке SOHO, а также увеличении ассортимента ряда коробочных версий продуктов. Однако пока слияние продуктов в одно целое не рассматривается, а вот расширение сотрудничества запланировано точно.

Приобретение решения под издательской маркой ": Дистрибуция" обойдется заказчикам в 999 рублей. Лицензионный период антивируса для одного компьютера - 6 месяцев с момента активации. Acronis True Image Home 2009 лицензируется бессрочно. Для сравнения, на сайте Symantec за Norton 360.2 указана цена в 1999 рублей в год (3449 рублей за 2 года) при загрузке с сайта.

Руководитель управления продуктового маркетинга и департамента потребительского рынка "Лаборатории Касперского" Дмитрий Устюжанин говорит: "В целом мы приветствуем появление подобного security-бандла, когда в одной коробке размещены два совершенно разных продукта. Таким, пусть и необычным способом, рынок комплексных продуктов  - объединяющих в себе как антивирусную защиту, так и защиту данных путем создания резервной копии - начинает формироваться в России. Однако у нас есть определенные сомнения в жизнеспособности данной продуктовой "связки":   все-таки это два разных продукта с разной функциональностью, разным пользовательским интерфейсом и совершенно разными принципам взаимодействия продукта с пользователем".

Единый бренд или альянс: выбор за потребителем

Представители ЛК не отрицают того, что у пользователей компьютеров явно существует потребность в комплексных решениях защиты.  Однако, по их мнению, сейчас большинство ведущих разработчиков средств защиты предпочитают выпускать свои собственные  комплексные продукты под единым интерфейсом или готовят их к выпуску.

Максим Пуха, менеджер по продуктам Центра информационной безопасности компании Softline, делится своим мнением: "По данному продукту экспертную оценку дать, к сожалению, сложно, поскольку он только что вышел и лично я его не тестировал, отзывов по продукту также еще не встречал. Отмечу, что данное решение уже давно готовилось, давно обсуждалось и, наконец, вышло.

Безусловно, спросом это ПО  будет пользоваться, поскольку в пакете содержатся одни из самых популярных продуктов для домашнего сегмента. Для опытного пользователя важно право выбора. Поэтому он предпочтет отдельное приобретение, как продукта резервирования, так и антивируса, который устроит его. Что касается менее опытных пользователей, то у них данный продукт будет пользоваться спросом, поскольку позволит сэкономить деньги".

На российском рынке продукт будет конкурировать с Symantec Norton 360, потому что в нем так же "вшита" функция резервного копирования, и он наиболее распространен. В его пользу будет также и тот факт, что единый пакет дешевле, нежели приобретение, входящего в него ПО, по отдельности, а также простата работы с ним. Конечно, был бы интересней моновендорный продукт с широким функционалом. Но и в данном случае это хороший маркетинговый ход, на который рынок, безусловно, отреагирует.

Петр Городецкий, аналитик IDC по рынку программного обеспечения, дает чуть более осторожные оценки: "Концепция единого подхода к безопасности ИТ, хранению и восстановлению данных, а также управлению ИТ-инфраструктурой наиболее популярна среди корпоративных пользователей, и поставщики стремятся предлагать единое решение, включающее все эти функции.

В то же время, большинство домашних пользователей, в первую очередь устанавливают защиту от внешних угроз, а важную информацию просто копируют на отдельные носители, не прибегая к средствам копирования и восстановления данных.

Такой подход отражается и в структуре российского рынка ПО для обеспечения информационной безопасности. Сегмент домашних пользователей - один из важнейших для поставщиков, и по итогам 2007г. его доля выросла почти на 7%. Но на рынке программных систем хранения данных производители ориентируются на корпоративных пользователей, а доля доходов от сегмента SOHO практически равна нулю.

Компания Acronis до недавнего времени ориентировалась на корпоративных клиентов и практически не получала прибыли в сегменте домашних пользователей. Возможно, решившись на стратегическое партнерство с "Доктор Веб", она намерена усилить позиции в сегменте SOHO. Можно также предположить, что партнеры вышли на рынок с "тестовым" вариантом комплексной концепции защиты от внешних угроз и защиты данных, чтобы понять, насколько конечного пользователя заинтересует подобное решение".

Что касается некоторых цифровых прогнозов то их, вероятно, можно сделать, оценив динамику роста продаж "железа", предназначенного для хранения данных, для работы с которым, в том числе, и ориентирован этот альянс.

Диструбуторы и разработчики увидели перспективы

Менеджер по связям с общественностью крупнейшей в России розничной сети по продаже электроники "Эльдорадо" Антон Пантеелев отмечает: "Наши продажи внешних жестких дисков в декабре по отношению к ноябрю 2008г. выросли в 2 раза. При этом за аналогичный период рост продаж Symantec Norton 360 составил около 30%".

В вопросе продаж персональных средств резервного копирования IDC оказалось право: отдельно ПО для резервного копирования сеть не предлагает. Таким образом, потенциальный рынок у связки продуктов есть, и он способен достаточно активно расти, невзирая на кризисы.

Эксперт продолжает: "Потенциально этот продукт, безусловно, будет интересен покупателям, однако их может отпугнуть совместное решение. Наши клиенты скорее предпочитают покупать готовый монолитный продукт одного бренда, чем сборки из нескольких решений разных производителей. Поэтому мы считаем, что для стимулирования спроса хорошим решением был бы выпуск предложения под брендом Dr.Web".

Таким образом, ритейл готов работать с комплектом "Arconis True Image Home 2009 + Антивирус Dr.Web для Windows". А что думают онлайн-продавцы? Екатерина Васильева, руководитель отдела маркетинга интернет-магазина Allsoft.ru комментирует: "На наш взгляд, продукт будет интересен ряду наших покупателей ПО. Преподнесение продуктов в контексте всесторонней защиты данных и предотвращения повреждения системы вирусами – очень удачный кросселинговый ход.

Действительно, это удобно купить "два-в-одном" и сразу получить все возможные преимущества хранения и защиты информации для своего компьютера. Как интернет-магазин мы заинтересованы, прежде всего, в электронных версиях этого решения, поскольку электронные лицензии составляют более 80% всего оборота магазина. Надеемся, что следующим шагом сотрудничества Acronis и "Доктор Веб" будет выпуск именно электронной версии столь удачного сочетания".

Однако данному альянсу следует поспешить с рыночной экспансией. Дмитрий Устюжанин говорит: "Лаборатория Касперского" уже давно работает над проектом продукта для проникновения на этот рынок с собственным комплексным решением, удовлетворяющим потребности нового поколения пользователей. Мы называем этот класс пользователей Digital Family - это те пользователи, которым важна как безопасность системы, так и гарантии сохранности цифрового контента, создаваемого  и используемого всеми членами семьи. Важной особенностью готовящегося к выходу на рынок продукта является его функциональная универсальность в сочетании с единообразным интерфейсом. Мы надеемся предоставить пользователям возможность удовлетворить свои потребности в едином интегрированном пакете, что не может быть обеспечено двумя разными продуктами от двух разных производителей. В данное время компания уже имеет работающий  прототип модуля для резервного копирования данных".

Если резюмировать все мнения, то, наверное, можно привести слова Максима Пуха: "В целом, этот проект видится  как краткосрочный маркетинговый союз, от которого выигрывают все заинтересованные стороны – как производители, так и будущие пользователи. Думаю, в ряде развитых и крупных российских регионов продукт будет пользоваться спросом, но в целом, рынок домашних пользователей не дорос до понимания необходимости резервного копирования личных данных. Поэтому, в первую очередь, конечно, будут покупать антивирус Dr.Web, ориентируясь на популярность брэнда. И только во вторую – средство резервного копирования".

Однако, по мнению почти всех экспертов, совместное решение еще раз напомнит пользователем о том, что антивирусное решение – это всего лишь первая ступень на пути обеспечения целостности личной информации. Это - еще один повод задуматься о возможных утечках данных, вызванных сбоем, кражей, которые можно предотвратить путем простого резервного копирования. Остается пожелать удачи этому альянсу и их продуктам.

Вадим Ференец

Короткая ссылка