ПО в условиях кризиса: антивирусы в дамках
Несмотря на кризис, глобального сокращения объемов продаж антивирусного ПО в России ожидать не стоит. Однако текущая экономическая ситуация может спровоцировать другую проблему – сокращение ИТ-расходов повлечет за собой частичный возврат домашних пользователей и предприятий СМБ к нелегальному софту. О специфике российского рынка защитных продуктов, о тенденциях развития данного сектора и о новых проблемах отрасли CNews рассказал Сергей Земков, директор российского офиса "Лаборатории Касперского". Данная структурная единица была выделена совсем недавно, в рамках реорганизации структуры компании.Основные тенденции в развитии ИБ-решений связаны, в первую очередь, с технологиями повышения качества защиты. Наряду с традиционными сигнатурными антивирусными базами (реактивными методами защиты) и относительно новыми эвристическими методами (проактивные технологии), компании разрабатывают и применяют новейшие технологии защиты от ранее неизвестных угроз. В частности, "Лаборатория Касперского" первая применила в своих персональных продуктах комплекс систем защиты, включающий технологии HIPS (контроль за действием приложений), whitelisting (база доверенных приложений), защиту персональных данных от утечек и многие другие функции, позволяющие существенно повысить уровень безопасности компьютера.
Помимо этого, важной тенденцией развития ИБ-решений для бизнес-пользователей стало применение технологий защиты конфиденциальной информации от утечек. Многие компании, занимающиеся разработкой антивирусных продуктов, стали предлагать подобные опции. "Лаборатория Касперского" также развивается и в этом направлении. Все вышеперечисленные и многие другие передовые технологии мы планируем применить в новых версиях бизнес-продуктов, выход которых намечен на начало 2009 года.
CNews: В последние годы компании-производители антивирусов на российском рынке показывали такой высокий рост еще и благодаря тому, что сильно сократилось использование нелегального ПО. Сохранится ли этот тренд в нынешних экономических условиях?
Сергей Земков: Как я уже сказал, основная доля легализации пришлась на 2007 и частично на 2008 год. Мы ожидали, что данный процесс замедлится к концу 2008 года, но исключительно естественным образом, так как поддерживать подобные темпы на протяжении нескольких лет рынок просто не может. Тем не менее, кризис, безусловно, сыграет в этом процессе серьезную роль - он может откатить процесс легализации назад. В частности, к "группе риска" можно отнести, прежде всего, частных пользователей и малые компании, в меньшей степени - средний бизнес.
CNews: С 2010 года в России планируется ввести единый страховой взнос, увеличивающий налоговую нагрузку. Как это скажется на стратегии развития компании?
Сергей Земков: Безусловно, негативно. С вводом данного взноса российские разработчики ПО получат существенное увеличение налогового бремени. Дело в том, что у компании-разработчика ПО основная составляющая расходов уходит именно на оплату труда и составляет от 70 до 80%. Производство ПО – интеллектуально емкая отрасль, в которой основными средствами производства, а значит, объектом капитальных вложений и инвестиций, являются высококвалифицированные специалисты. Таким образом, страховой взнос для компании-разработчика ПО фактически превращается в налог с оборота, а это уже очень серьезные цифры. Уже сейчас налоговая нагрузка на фонд оплаты труда достигает 45%, а ведь это налоги на программы долгосрочного развития. Это понимает и государство. В конце октября этого года состоялась встреча российских разработчиков ПО и вице-премьера правительства РФ Сергея Иванова и министра связи и массовых коммуникаций Игоря Щеголева, и это был один из вопросов, которые поднимали производители ПО.
Если говорить о последствиях такого шага, то для небольших компаний это может означать либо вообще закрытие бизнеса, либо частичный переход на серые схемы уплаты налогов. Конечно, крупным организациям это не угрожает, но при таком подходе серьезно встанет вопрос о развитии разработки ПО в России и о какой бы то ни было конкуренции с иностранными производителями.
CNews: Планирует ли ЛК дальнейшее участие в нацпроектах? В СБППО входили предыдущие версии продуктов. Будут ли программы по льготному переходу образовательных учреждений на новые?
Сергей Земков: Начнем с того, что в рамках действующей лицензии любой наш пользователь имеет право бесплатно перейти на новые версии ПО. У образовательных учреждений, получивших наше ПО в рамках национального проекта "Образование", лицензия действует до конца 2010 года, и они также имеют право перейти на новую версию. Появится она, как я уже говорил, в первом квартале 2009 года. Что касается нашего участия в других проектах, то, конечно, мы готовы, более того, считаем, что такой подход государства является правильным шагом на пути развития отечественных информационных технологий и информационного общества в целом.
CNews: Как вы оцениваете развитие рынка мобильного антивирусного ПО в России? Можно ли считать его отдельным полноценным сегментом?
Сергей Земков: В целом рынок антивирусов для мобильных устройств развивается так же, как и сами угрозы. Пока их не так много - эта ниша пока еще не сильно интересна кибер-преступникам, поэтому и объем рынка не очень велик. Но это касается лишь частных пользователей. Для бизнес-заказчиков защита смартфонов и КПК сотрудников становится важной задачей. И связано это с тем, что служащий работает в корпоративной среде и пользуется своим смартфоном и КПК для решения бизнес-задач, при этом синхронизируя информацию с корпоративными приложениями. Для снижения риска проникновения вредоносного ПО, а также для защиты конфиденциальной корпоративной информации, содержащейся на мобильном устройстве сотрудника, необходимо использовать такие решения. И очень важно, что в последнее время многие крупные заказчики отдельным требованием выделяют наличие такого продукта в общем решении для защиты компании от интернет-угроз.
Сергей Земков: В России последние полтора-два года рынок ИТ и, в частности, сегмент ИБ, переживает существенный подъем
Кроме того, в Kaspersky Mobile Security входит не только защита от вирусов и спама, но и модуль анти-вор, который позволяет заблокировать данные в случае кражи или утери телефона, а также определить новый номер владельца, если даже SIM-карта будет заменена. Кроме этого, решение полностью интегрировано в единую систему защиты и управляется администратором из общей консоли.
Пока говорить о самостоятельном рынке антивирусных продуктов данного типа не приходится: все-таки он еще слишком незначителен даже по отношению к рынку обычных антивирусов.
На наш взгляд, одним из основных векторов развития продуктов для защиты смартфонов и мобильных устройств станет дальнейшее движение в сторону создания комплексной защиты финансовых средств и информации, хранящейся на телефоне, и не только от вирусов и спама. Мы видим необходимость дальнейшего продвижения такого рода решений как в корпоративном сегменте, так и на массовом рынке. В последнем случае мы планируем активно сотрудничать с операторами сотовой связи и соответствующими контент-провайдерами, а также с крупными торговыми сетями, продающими коробочное ПО.