Абонентов МТС и «Билайн» «разводят» по телефону
Абоненты МТС и «ВымпелКома» в Санкт-Петербурге все чаще становятся жертвами телефонных мошенников. Злоумышленники вынуждают потерпевших переводить некрупные суммы на свои счета. Операторы озабочены новым способом обмана граждан, а аналитики не исключают приостановки услуги «мобильных переводов».Абонентам сообщают, что необходимо набрать код, и это якобы предотвратит возможное ухудшение качества связи. В результате же активизируется услуга «Мобильный перевод», реализованная в сетях МТС и «Билайн». Потерпевший об этом не догадывается и не проверяет назначение набранной комбинации. Таким образом, со счета списывается не очень крупная, но чувствительная для рядового человека сумма (обычно $10-15).
По информации источников CNews, на рынке сотовой связи для обналичивания денег, полученных таким путем, злоумышленниками используется «свой человек» в центре платежей или в дилерском салоне связи. Обычно это сотрудник, принимающий платежи. Поступающие к оплате наличные он берет себе, а заявки на пополнение счетов гасятся переводами украденных платежей.
Региональный директор Северо-Западного региона компании «ВымпелКом» (торговая марка «Билайн») Андрей Елисеев сообщил CNews, что такая проблема действительно имеет место. По его словам, она возникла практически одновременно с появлением услуги «Мобильный перевод». То есть мошенники зарабатывают деньги на абонентах оператора уже 3-4 месяца. «Отмечу, что само обращение к клиенту от имени компании посредством вызова на абонентский терминал должно являться стопроцентным знаком того, что это не "Билайн", — предупреждает он, — тем более, мы никогда не просим абонента совершать какие-то настройки с помощью его терминала».
Г-н Елисеев также отметил, что в случае подлинной информационной рассылки от оператора, в ее тексте есть реквизиты, по которым можно уточнить полученную информацию. Рассказал он и о том, как оператор решает проблему обмана своих абонентов. «Ни одно полученное от пострадавших абонентов заявление, попавшее к нам, не остается не расследованным, — подчеркнул Андрей Елисеев. — Мы определяем номер, с которого поступил звонок, причинивший абоненту вред, и делимся этими данными с милицией. Как правило, одного предупреждения хватает, чтобы этот номер в подобных сводках больше не фигурировал», — говорит он.
Генеральный директор аналитического агентства «Рустелеком» Юрий Брюквин уверен, что больших денег этот вид мошенничества не приносит, но вполне может подпортить имидж «Мобильного перевода». «Эта услуга предполагает не более десяти транзакций в сутки, и в отличие от классического "телефонного" мошенничества, обогатить злоумышленника не сможет, — считает г-н Брюквин. — Это своего рода "разминка" для мелких дельцов. Однако в случае волны подобных эпизодов, вполне возможна приостановка услуги». Как полагает аналитик, трудность решения проблемы состоит в обоюдном удобстве «Мобильного перевода» как для порядочных абонентов, так и для мошенников.
Несколько иного мнения придерживается Денис Зенкин, директор по маркетингу компании Infowatch. «На мой взгляд, операторам следовало бы организовать предоставление услуги таким образом, чтобы подобные манипуляции исключались, тем более что технически это возможно, — говорит он. — Тем не менее, операторы от услуги не откажутся, даже если мошенничества примут массовый характер, прежде всего по финансовым соображениям». Отмечая, что мошенничество причиняет серьезный вред имиджу операторов, г-н Зенкин добавил, что все происходит в правовом поле, иначе операторов завалили бы исками.
Денис Зенкин считает, что защититься от посягательств можно только, если граждане будут сохранять бдительность. С ним соглашается и г-н Брюквин, делающий акцент на ведении профилактической информационной работы среди абонентов. «Простая перепроверка в виде звонка в техническую службу оператора исключила бы 95% подобных случаев, — отмечает он. — Здесь можно привести пример радиостанций, которые после волны телефонного мошенничества на тему мнимых призов за «победу в викторине» разместили на сайтах предупреждения и решили проблему».
По мнению представителей пресс-службы Северо-Западного «МегаФона», любое мошенничество с использованием имени компании отражается на ее имидже, но от него не застрахован никто. «Дело здесь даже не в услуге, — подчеркнул один из наших собеседников. — Нам известны случаи, когда изобретательные мошенники добиваются от своих жертв оплаты любыми другими способами — например, в кассах, с помощью карт оплаты. Здесь оператор может только посоветовать абонентам быть внимательнее, а если подобное все же с ними происходит, сразу обращаться в милицию».