Спецпроекты

Безопасность Пользователю Стратегия безопасности Телеком Инфраструктура Проводная связь Интернет Веб-сервисы

Российские офисы атакованы телефонными мошенниками из «третьего мира»

В России начала работать новая схема телефонного мошенничества, заключающаяся в звонках на зарубежные премиальные номера: от них страдают как сотовые абоненты, так и корпоративные пользователи IP-телефонии. В случае атаки на корпоративных пользователей, телефонные станции жерв взламываются с помощью ботнетов.

О новой схеме телефонного мошенничества рассказал ведущий специалист компании Sipnet Герман Мызовский. Суть ее состоит в создании зарубежными операторами премиальных телефонных номеров, по формату похожих на обычные. Поскольку звонки на премиальные номера стоят в несколько раза дороже, чем на обычные, правила Международного союза электросвязи требуют закрывать доступ к ним из-за рубежа. Но в данном случае операторы не делают этого.

Существует специальные партнерские сети, собирающие подобного рода «скрытые» премиальные номера по всему миру. Затем «партнерки» привлекают мошенников, которые организуют звонки на такие номера с телефонов абонентов помимо их воли. Обычно на премиальных номерах стоят автоответчики, за прослушивание которых с абонента взимаются деньги. Большую часть вырученных таким образом денежных средств российские операторы передают зарубежным, те делятся с «партнерками», а они, в свою очередь - непосредственно с мошенниками.

Раньше для того, чтобы организовать звонок от абонента на премиальный номер, писались программы-вирусы и трояны, которые при попадание на компьютер начинали звонить через модем. Но сейчас мошенники получили более простой и масштабный путь, говорит Мызовский: с помощью ботнетов они сканируют открытые корпоративные телефонные станции (производства, в частности, Asterisk, Cisco и Panasonic) и подключаются к ним для осуществления звонков за рубеж.

Подключения возможно осуществить двумя способами. В первом случае, объясняет Мызовский, для доступа к телефонной станции подбирается пароль, значение которого, зачастую, не меняется по сравнению с установленным по умолчанию (например, логин и пароль имеют вид «admin:admin»). Второй способ возможен только в случае со станциями IP-телефонии: опять-таки по умолчанию они принимают входящие звонки без авторизации. Позвонив на станцию и подобрав ее внутренний план нумерации, мошенник может маршрутизировать свой вызов за рубеж.


Телефонные мошенники как бы напоминают: логин и пароль офисных АТС нужно менять сразу после покупки

По словам Мызовского, в среднем в час с помощью вышеописанной схемы взламывается один клиент Sipnet. Поскольку премиальные номера, как правило, регистрируются в странах третьего мира - Афганистан, Ангола, Сьерра-Леоне, Сомали и т.п. - оператор старается отслеживать всплеск трафика клиентов по таким экзотическим направлениям и предупреждать их об этом. Компании приходится рассылать до 10 таких писем в день. Некоторые направления Sipnet вообще по умолчанию закрывает, но это возможно не всегда, так как среди стран с премиальными номерами есть государства Европы (Андорра, Болгария, Лихтенштейн, Люксембург, Словакия, Чехия) и постсоветские республики (Армения, Белоруссия, Латвия, Литва, Молдавия, Эстония).

От зарубежных телефонных мошенников страдают и пользователи сотовой связи. Как рассказывал начальник департамента гарантирования доходов и управления фродом «Мегафона» Сергей Хренов, были зафиксированы случаи, когда абонентам поступали звонки с иностранных премиальных номеров, соединение не устанавливалось, и абоненты перезванивали, «попадая» на дорогостоящее прослушивание автоответчиков.

Игорь Королев

Короткая ссылка