Спецпроекты

Безопасность Бизнес

Русское ПО: секреты мировой экспансии

Они не демпингуют ни в одном регионе мира. Первыми зарубежными рынками сбыта выбрали технологически развитые страны. Они позиционируют свой программный продукт в самом дорогом сегменте и успешно продают его. Ускорение собственного роста – предмет их тревоги. Они – российский разработчик ПО... Полная версия статьи опубликована в августовском номере журнала CNews.

Вектор инвестиций

Ключевым направлением расширения экспансии для «Лаборатории Касперского» в ближайшие год-два признаны США. Офис компании в этой стране был открыт в 2005 году и пока является убыточным. Согласно бизнес-плану, представительство выйдет на уровень самоокупаемости до конца 2006 года, а с начала следующего начнет приносить прибыль. Пока же на продвижение тратятся огромные, по меркам ЛК, средства. Скорее всего, экспансия в Латинской Америке также будет входить в сферу ведения американской компании.

Вторым приоритетом значится дальнейшее развитие в Европе: Италия, Испания и страны Балканского полуострова. На этих территориях давно и успешно работают партнеры «Лаборатории Касперского». И только затем в табели о рангах стоит Ближний Восток. В компании уже подготовили специальную программу по развитию в этом регионе. Пока же этот рынок, с точки зрения отдачи инвестиций, очень мал. Наступление в Азии продолжится за счет Индии, Малайзии и Индонезии. К этому списку примыкает и Австралия. Через партнеров ЛК уже работает там с крупными клиентами.

Любопытно, но одним из сдерживающих компанию препятствий является ее быстрый рост. Последние два года оборот «Лаборатории Касперского» увеличивается в среднем на 74%. Генеральный директор признается, что предприятие с трудом «переваривает» этот рост. «Если бы у нас были дополнительные ресурсы и за их счет мы росли бы на 150% в год в течение трех лет подряд, нас бы просто разорвало, – говорит Наталья Касперская. – Я думаю, что мы бы полностью потеряли контроль над бизнесом. Структура нуждается в определенном «взращивании», а при быстром росте на это не остается времени. Наверное, мы могли бы расти быстрее, если бы у нас были дополнительные ресурсы. Вопрос, нужно ли это».

Именно поэтому инвестиции, в случае появления достаточной базы для них, компания направила бы в новые технологии, в нечто, что могло бы принести фундаментальные преимущества в будущем, лет через пять.

Невероятно, но факт

Когда речь заходит о факторах, которые позволяют российским компаниям конкурировать на международных рынках, в голову сразу приходит наше главное постыдное преимущество – дешевый рабочий труд и, соответственно, низкая цена продукта. Антивирус «Лаборатории Касперского» разрабатывается в Москве, где стоимость труда в последние годы стала очень высокой. В компании уверяют, что сотрудники в российской столице зарабатывают больше, чем их коллеги в Германии. По уровню оплаты труда Москву, по данным компании, опережают только Британия и богатая нефтью Норвегия. В любом случае, путь низких отпускных цен никогда не рассматривался в ЛК как привлекательный.

По словам генерального директора «Лаборатории Касперского», с момента основания в компании сделали ставку на качественное детектирование. В ЛК уверены, что по качеству «движка» с их антивирусом в мире могут сравниться только два продукта. В ответ на вопрос о конкуренции за счет цены Наталья Касперская отвечает твердо и однозначно: «Нет. Ни в коем случае. Мы считаем, что наш продукт – Hi-End, и поэтому цена на него должна быть высокая. Более того, одно время в основу нашей политики была положена следующая формула: возьми цену Symantec и MacAfee и подели ее пополам. Чуть позже мы все-таки смягчили этот подход, но в любом случае стараемся держаться по верхней ценовой планке конкурентов. Наши продукты находятся в верхнем ценовом сегменте. Иногда мы дороже конкурентов. Практически никогда не бываем дешевле. Даже на российском рынке мы один из самых дорогих продуктов».

Что касается качества, то объективным мерилом в данном случае, помимо удовлетворенности конечных пользователей, является интерес к технологиям со стороны других поставщиков. На заре становления компании эксклюзивные права на использование ее ядра выкупила финская F-Secure. В 2000 году эти договоренности были пересмотрены, эксклюзив отменили, и количество OEM-партнеров стало быстро расти. Большинство разработчиков, использовавших наработки россиян в то время, были малыми или средними компаниями. Сегодня в ЛК с такими уже не связываются, работают преимущественно с крупными. Последние требуют от разработчика не только код, но и поддержку. В итоге, в OEM-отделе «Лаборатории Касперского» трудятся уже 50 человек: разработчики, тестеры, консультанты, сотрудники службы поддержки. Получилось бизнес-подразделение полного цикла. В зависимости от сложности контракта доводка технологии под требования партнера занимает от трех месяцев до года. Пока никто из OEM-партнеров от сотрудничества с ЛК не отказывался.

В «Лаборатории» не скрывают и свои слабости. Качественную сервис-поддержку за пределами России компании удалось наладить пока только в Британии. Во многом за счет этого ЛК получает здесь новых клиентов. В остальных странах это пока не удается, и говорить о сервисе как о конкурентном преимуществе на международном рынке сегодня нельзя.

Есть и другие задачи, требующие решения. Рассказанная выше история зарубежной экспансии вовсе не свидетельствует о безоблачном будущем ведущего российского разработчика антивирусов. Рынок решений этого класса сегодня очень неустойчив, и ситуация здесь может кардинально измениться уже в ближайшие годы. Главным возмутителем спокойствия выступает американская Microsoft, готовящая к выпуску собственное решение по борьбе с вирусами. Эта история – лишь свидетельство того, что российский продукт и российский менеджмент способны быть успешными на международном рынке.

Максим Казак / CNews

Короткая ссылка