Спецпроекты

ПО Безопасность Бизнес Телеком Интернет Цифровизация ИТ в банках ИТ в госсекторе Ритейл Маркет

Сергей Михайлов, Гардиум: Мы снизили совокупные затраты на ИТ-инфраструктуру в 2-3 раза благодаря миграции в облако Selectel

В 2022 г. в облако Selectel переехала ИТ-инфраструктура юридической компании Гардиум и ее главного продукта — платформы для управления товарными знаками, патентами и договорами на объекты интеллектуальной собственности Гардиум.Про. О подробностях проекта рассказал технический директор компании Сергей Михайлов.

О платформе Гардиум.Про

Market.CNews: Сергей, добрый день. Расскажите, пожалуйста, о вашем продукте.

Сергей Михайлов: Гардиум.Про — это legal-tech SaaS-решение, предназначенное для крупных компаний, имеющих обширный портфель объектов интеллектуальной собственности. База Гардиум.Про включает более:

  • 2 миллионов товарных знаков,
  • 5 миллионов юридических лиц и ИП,
  • 3 миллионов доменов сайтов.

Ежедневно она пополняется новыми доменами, товарными знаками, логотипами и названиями юрлиц. Наш сервис помогает пользователям оценивать риски при регистрации новых брендов, а также выявлять нарушения уже зарегистрированных товарных знаков.

У крупных компаний счет объектов интеллектуальной собственности идет на сотни, поэтому поиск всех совпадений — задача весьма трудоемкая и ресурсозатратная. Изначально она решалась за счет собственных серверов. Но впоследствии мы поняли, что не справляемся с такой инфраструктурой, и приняли решение о миграции в облако.

Потребности в ИТ-инфраструктуре, специфические требования

Market.CNews: Какие у вас потребности в ИТ-инфраструктуре, как она выглядела до миграции в облака?

Сергей Михайлов: В работе наших сервисов задействованы десятки серверов. Часть из них — высоконагруженные блоки, к отказоустойчивости которых предъявляются очень высокие требования из-за специфики нашей работы. Остальные машины обеспечивают работу других сервисов, а также закрывают внутренние ИТ-потребности компании.

Одно из ключевых преимуществ Гардиум.Про — быстродействие. Наша система умеет делать быструю выборку по базе из миллионов записей, причем не только по точному вхождению слов или по маске, но и с учетом фонетики — схожего произношения слов и словосочетаний. Этот функционал накладывает высокие требования на производительность инфраструктуры.

Отдельного внимания заслуживают системы хранения данных. На них размещены терабайты текстовой и графической информации, к которой должен быть обеспечен быстрый круглосуточный доступ с возможностью обработки, сравнения и обновления больших объемов данных. Таким образом, требования по быстродействию распространяются и на дисковое хранилище.

Миграция в облако с точки зрения маркетинга

Дмитрий Зильберт

руководитель департамента цифрового маркетинга компании Гардиум

Мы регулярно проводим презентации нашего продукта корпоративным клиентам. Это сложные b2b-продажи с долгим циклом сделки. Один из самых частых вопросов у наших потенциальных клиентов касается скорости и периодичности обновления данных.

В наш реестр ежедневно попадают тысячи новых записей, и нужно успевать оперативно анализировать их на предмет сходства с объектами заказчиков. За последнее время мы добились высокой скорости обработки и периодичности обновления данных — это положительно сказывается на продажах продукта.

Причины миграции в облако

Market.CNews: Почему вы решили мигрировать в облако? В чем были сложности работы на собственных серверах?

Сергей Михайлов: Выделю две основные проблемы — это масштабируемость и отказоустойчивость.

В плане масштабирования речь идет о необходимости регулярного наращивания вычислительной мощности и покрытии пиковых нагрузок. До определенного момента мы обеспечивали нужную производительность своими силами, но это становилось все более затратным. И дело не только в стоимости серверов и сопутствующего ИТ-оборудования, но и в аренде места под эти сервера, инженерной инфраструктуре для их работы, а также обслуживающем персонале. Затраты постоянно увеличивались, и мы задумались о делегировании ИТ-задач внешнему провайдеру.

До определенного момента мы обеспечивали нужную производительность ИТ-инфраструктуры собственными силами, но это становилось все более затратным. Решение проблемы виделось в миграции в облака

Что касается отказоустойчивости, то для бесперебойной круглосуточной работы сервисов нужна такая же бесперебойная круглосуточная работа серверов. А это выливается в массу забот по их обслуживанию, мониторингу температуры в серверной, бесперебойному электропитанию, предупреждению аварийных ситуаций.

Опять-таки эти вопросы можно решить своими силами — обеспечить круглосуточное дежурство, внедрить систему диспетчеризации. В течение многих лет мы так и делали. Но даже с учетом этих мер любая авария — это головная боль и переживания.

Market.CNews: Миграция в облако позволила избавиться от этих проблем?

Сергей Михайлов: Да, но со второго раза. Первый опыт миграции запомнился ошибочным выбором провайдера, множеством проблем и долгими сроками, а работа в облаке привела не к повышению, а к замедлению работы наших сервисов из-за низкой производительности облачной инфраструктуры провайдера.

В его дата-центрах были установлены устаревшие серверы и медленные диски. Кроме того, за внутренний трафик взималась дополнительная плата. В итоге мы получили опыт, но не достигли целей, и вскоре мигрировали вновь — на этот раз в Selectel. И отсюда уходить уже не собираемся.

Market.CNews: Какими услугами Selectel вы пользуетесь?

Сергей Михайлов: В Selectel у нас облачная инфраструктура IaaS, выделенные серверы и быстрое облачное файловое хранилище. Такая связка позволила нам существенно нарастить быстродействие наших сервисов. Если раньше поиск по базе занимал около минуты, то теперь он происходит за считанные секунды — это то самое быстродействие, о котором я говорил в самом начале.

Если на наших серверах поиск по базе отнимал до минуты времени, то в облаке Selectel он происходит за считанные секунды — это то самое быстродействие, о котором я говорил выше

В прежних реалиях мы «сидели» на собственном «железе» и думали, как усовершенствовать алгоритмы, чтобы ускорить сервис, хотя причина была в медленных серверах. Теперь мы отчетливо видим, что инфраструктура позволяет работать еще быстрее, и вновь принялись за оптимизацию приложений.

Помощь со стороны провайдера и экономика проекта

Market.CNews: Как проходила миграция, была ли помощь от провайдера?

Сергей Михайлов: Мы планировали использовать опыт первой миграции. Сами составили план работ, оценили сроки каждого этапа, заложили на реализацию проекта около полугода.

С этой информацией пришли в Selectel, и за 10 дней почти полностью все переписали. Стоит сказать, что у Selectel очень грамотная техподдержка, которая вникает в суть проекта и предлагает действительно оптимальные решения по миграции и устройству облачной инфраструктуры.

У Selectel очень грамотная техподдержка, которая вникает в суть проекта и предлагает действительно оптимальные решения по миграции и устройству облачной инфраструктуры

В нашем случае относительно долгие сроки миграции были вызваны тем, что мы не могли допустить простоя в работе сервисов и переносили инфраструктуру постепенно, запуская одну виртуальную машину за другой. Но даже в этих условиях специалисты Selectel помогли сократить сроки проекта до пары месяцев. Это было быстрее всех наших ожиданий.

Также мы получили рекомендации по бэкапам, лицензиям, сетевому взаимодействию сервисов, а заодно повысили уровень знаний наших собственных сисадминов. Техподдержка провайдера отвечает очень быстро. На каждый вопрос находится обстоятельный ответ всего за несколько часов.

Market.CNews: Считали ли вы экономику проекта? Работать в облаке дешевле или дороже?

Сергей Михайлов: Да, считали, и ситуация здесь очень интересная. Даже если в плане ресурсов облако кажется более дорогим решением, чем свои серверы, то, когда просуммируешь все затраты, включая закупку серверов и сопутствующего оборудования, обслуживание инфраструктуры и прочие расходы, то картина изменится: выгода будет налицо.

Даже если в плане ресурсов облако кажется более дорогим решением, то, когда просуммируешь все затраты, выяснится, что на самом деле в облаке ты потратишь в 2-3 раза меньше

В нашем случае затраты снизились в 2-3 раза. Плюс мы избавились от критических ситуаций из-за аварий, существенно нарастили производительность, стали еще более выгодно смотреться на фоне конкурентов. Если раньше мы боялись оставить серверы без присмотра, опасаясь нештатных ситуаций, то сейчас можно отправить в отпуск весь ИТ-отдел, и быть уверенным в надежности работы сервисов.

Что касается тарификации облачных услуг, то из преимуществ Selectel выделю недорогое резервное копирование и бесплатный трафик. Так как мы имеем дело с анализом изображений, для нас это очень важно.

Заключение

Экономическую выгоду от миграции в облака можно разделить на прямую и косвенную. Прямая достигается за счет снижения совокупной стоимости владения ИТ-инфраструктурой с учетом операционных затрат на нее. Косвенная заключаются в повышении быстродействия ИТ-сервисов компании и лояльности ее клиентов.

В каждом конкретном случае, безусловно, стоит провести собственное технико-экономическое обоснование, но опыт клиентов из разных сфер и отраслей показывает, что общая тенденция на рынке налицо: бизнес хочет заниматься бизнесом, а не обслуживанием своих серверов. И нынешняя геополитическая ситуация только усиливает этот тренд.

erid:Pb3XmBtzswJLZBbe7dJQRhQtDzLdnx7H3LHRUFiРекламодатель: ООО "СЕЛЕКТЕЛ"ИНН/ОГРН: 7842393933/1089847357126Сайт: https://selectel.ru/

Короткая ссылка