Спецпроекты

Безопасность Госрегулирование

Закон о персональных данных касается всех

Закон о персональных данных, который вступит в силу 1 января 2011, касается практически любой компании, а сами данные являются желанной добычей злоумышленников. На пути осуществления требований закона есть препятствия, однако это направление на рынке начинает развиваться.

Третьей существенной проблемой на пути успешного внедрения закона является разбалансированность операторского рынка. В действительности необходимо различать требования безопасности, предъявляемые к разным источникам данных. Операторы данных могут напоминать в этой ситуации слепых котят — все разнообразие методов и способов защиты информации подведено регуляторами под одну гребенку, а существующие объединения на рынке решают вопросы узкого круга компаний и не отстаивают интересы участников рынка в целом.

Как обеспечить безопасность?

Как же обеспечить целостность, конфиденциальность и, при этом, доступность для законной обработки персональных данных? В первую очередь, самый действенный и не затратный подход к хранению персональных данных — это хранение их в обезличенной форме. Необходимо максимально обобщать, обезличивать информацию, отказываться от избыточной — таким образом можно просто не бояться умышленной или случайной утечки информации — она не будет представлять практически никакой ценности для злоумышленников. Кстати, законодательство Соединенных Штатов, рекомендует для обеспечения безопасности персональных данных именно такой подход. Конечно, это палка о двух концах. Такой подход, несомненно, снижает потребность в защите данных, однако значительно затрудняет возможность их обработки.

Операторы персональных данных сейчас в большинстве своем отказались от работ по обеспечению информационной безопасности. Закон будет меняться, в этом есть необходимость и об этом есть свидетельства, так что вкладывать средства в реализацию формальных требований безотносительно их важности довольно расточительно.

В неоднозначной ситуации находятся и компании, занимающиеся производством продуктов для защиты персональных данных. В поисках решений, которые позволят, с одной стороны, удовлетворить регуляторов, с другой — заказчиков, и, наконец, не остаться в проигрыше, они приходят к тому, что перестройка устоявшейся модели системы защиты персональных данных неизбежна.

При этом четко прослеживается разница между компаниями-лидерами в своей области и фирмами-подголосками. Последние, в большинстве своем, быстро переориентировались на соответствие требованиям закона. Спектр предлагаемых ими услуг расширился такими предложениями, как помощь в получении лицензии, проведение обследования и классификации информационной системы, консультационная поддержка. Нашлись умельцы и по способам обхождения закона — широко разошлась статья под названием "Пять сравнительно легальных способов сопротивления ФЗ-152".

Куда интереснее, что думают о нововведении представители серьезных компаний, занимающихся защитой информации. Многие вендоры начали активную доработку своих решений, задавшись вопросом о том, соответствуют ли они требованиям регуляторов. Другие же пока не спешат со столь кардинальными мерами, ожидая дальнейших изменений в законодательстве. Однако ключевым моментом по мнению многих компаний является формирование культуры защиты персональных данных. Так, например, Алексей Сабанов, заместитель генерального директора компании Aladdin считает, что №152-ФЗ прививает культуру информационной безопасности в обществе и на всех уровнях российского бизнеса. Александр Шарамок, представитель компании "Ортикон" придерживается мнения, что ситуация с защитой персональных данных улучшится, если будет создана прозрачная правовая и нормативно-техническая база и в обществе сформируется культура защиты персональных данных, первые шаги к чему он также видит в законе №152-ФЗ "О персональных данных".

Все же, кроме совершенствования технических мер безопасности, компаниям непременно нужно уделить внимание методологической составляющей. Уже сейчас многие компании предлагают своим клиентам построение модели угроз безопасности персональных данных. Кроме того, помощь в определении типа информационной системы, информационная поддержка по вопросам лицензирования и прохождения проверок, нахождение способов снижения класса обрабатываемых данных — все это уже потихоньку начинает занимать свою нишу на рынке услуг по защите информации и, в дальнейшем, будет только развиваться.

Анастасия Мальцева / CNews

Короткая ссылка