Спецпроекты

Телеком Безопасность Бизнес Цифровизация Инфраструктура Бизнес-приложения ИТ в госсекторе Системное ПО

CNews Forum 2007: какой будет ИТ-Россия завтра?

В конце ноября в Москве состоялся первый форум CNews. Он собрал представителей ключевых игроков ИТ-рынка и был призван определить будущее развития информационных технологий в России и в мире, понять роль ИТ в государстве и бизнесе завтрашнего дня.

Что касается самих услуг, то они, прежде всего, должны стать юридически значимыми и соответствовать требованиям конфиденциальности. Важная роль в перечне перспективных госуслуг, по мнению г-на Матюхина, принадлежит развитию электронного нотариата. Правда, собеседники CNews считают нотариат самой консервативной областью юриспруденции, проявляющей наименьшую готовность к переходу на ИТ-рельсы. Поэтому развитие электронного нотариата может стать реальностью лишь после принятия на государственном уровне множества законов и поправок к ним. Впрочем, и сама концепция построения электронного государства может быть реализована лишь при определенных условиях. Главное из них – это создание инфраструктуры для объединения разрозненных проектов, которые ведут отечественные министерства и ведомства силами ИТ-подрядчиков. "Создание такой инфраструктуры приведет к серьезнейшему прорыву в бизнесе, – считает Владимир Матюхин. – Задачи построения должно взять на себя государство. И пока "инфраструктурные рельсы" в России не проложены, все так и будут продолжать довольствоваться созданием собственного крошечного участка этой "железной дороги"".

Приоритетом на 2008 и последующие годы назвал создание ИТ-инфраструктуры для предоставления государственных услуг и заместитель директора Департамента государственного регулирования в экономике МЭРТ РФ Максим Паршин. В числе других важных задач он отметил развитие региональных многофункциональных центров предоставления государственных услуг (МФЦ), формирование системы порталов государственных услуг, создание системы call-центров как эффективного источника информирования о госуслугах, развитие электронных платежных систем, которые будут использоваться для оплаты сборов, штрафов, налогов, а также перевод государственных услуг в электронную форму. "Это потребует проведения уже в 2008 году нескольких крупных интеграционных проектов, – отметил г-н Паршин. – А до 2010 года правительством РФ будет принят перечень актов о переводе государственных услуг (сегодня их около 100) в электронную форму". В будущем "супермаркет государственных услуг" будет предлагать до нескольких сотен сервисов. Причем, приоритетом в ходе внедрения станут те услуги, которые позволят сократить уровень коррупции чиновников на местах.

В настоящее время в 16 субъектах РФ создается 18 МФЦ. В начале 2008 года часть этих центров будет открыта – они появятся как в крупных мегаполисах, так и в российских райцентрах. Предоставляемые услуги на первом этапе будут связаны с такими направлениями, как социальная поддержка, предпринимательская деятельность, а также регистрация прав на землю и недвижимость. "По мере распространения МФЦ органы власти перестанут требовать от гражданина предоставить информацию, которая уже содержится в государственных информационных системах", – говорит г-н Паршин.

Сюрпризы "ПО для домохозяек"

Если большая часть спикеров CNews Forum 2007 придерживалась мнения о том, что Россия практически догнала Запад в области развития ИТ, а по некоторым направлениям – даже перегнала, то депутат Госдумы РФ Виктор Алкснис, напротив, выразил опасение, что наша страна отстала в этом направлении от своих иностранных конкурентов навсегда. "Наше чудовищное отставание в сфере информационных технологий уже несет в себе угрозу суверенитету РФ – отметил он. – В плане ИБ мы оказались практически беззащитными: единственное, что Россия сегодня может противопоставить этим угрозам –организационные мероприятия, связанные, как правило, с отключением компьютеров от Сети". По его мнению, удручающее состояние отечественной электронной промышленности приводит к тому, что на российскую технику, в том числе и на объекты оборонного значения, ставятся комплектующие исключительно зарубежного производства, которые могут содержать в себе ряд недекларированных возможностей. Например, микросхемы для российского стратегического оружия сегодня поставляются латвийским заводом "Альфа", несмотря на то, что Латвия давно является членом НАТО. В ответ на довод о том, что отечественное вооружение может содержать аппаратные закладки, Минобороны только разводит руками, сетуя, что российские заводы не в состоянии выпускать подобные микросхемы и развитие наших продуктов в этой области остановилось на уровне 70-х годов прошлого века.

Г-н Алкснис отмечает, что ИБ России складывается из двух составляющих. Первая – это отечественное производство электронных компонентов и комплектующих, позволяющее выпускать конкурентоспособное оборудование. Вторая составляющая – использование отечественного ПО в органах государственной власти и стратегически важных областях. "Сегодня 90% используемого в России ПО относится к проприетарному, основанному на закрытом коде, – отметил депутат. – Я ничего не имею против Microsoft, тем более что сам использую это "ПО для домохозяек"". Но я борюсь с монополией этой корпорации на российском рынке ПО, которая несет серьезную угрозу информационной безопасности нашей страны". По мнению Виктора Алксниса, ПО для госстуктур должно разрабатываться господрядчиками и распространяться бесплатно. И под это ПО постепенно должны быть адаптированы наиболее часто используемые информационные системы (например, разработки ""). Примечательно, что мнение г-на Алксниса поддержало большинство участников форума, выбрав в качестве приоритетного направления развития ИТ-отрасли России усиление ИБ за счет использования отечественных программных и аппаратных решений.

ИТ большого города

От проблем информатизации государства участники CNews Forum 2007 перешли к перспективам использования ИТ в его столице. Как рассказал начальник Управления информатизации города Москвы Алексей Михайлов, наиболее значимые для Москвы проекты связаны с обеспечением безопасности, коммунальным хозяйством, социальной сферой. Второе направление – автоматизация органов власти – является вспомогательным. По его словам, в числе шагов по обеспечению безопасности планируется завершить установку 90 тыс. видеокамер в подъездах жилых домов Москвы. При этом уже сегодня в каждом районе существуют центры мониторинга поступающей видеоинформации. В течение ближайших трех лет Москва планирует завершить новый инновационный проект – по автоматизации сферы мониторинга и комплексной безопасности. В каждом доме будет установлен общедомовой концентратор, который позволит собирать и передавать в инженерно-технический центр информацию как с видеокамер, так и с датчиков учета и счетчиков коммунальных платежей. Операторы, находящиеся в подобном центре, будут следить как за видеокамерами, так и за качеством работы систем жизнеобеспечения зданий, а на основе агрегированной информации будут формироваться платежные документы. В дальнейшем такие инженерно-технические центры будут подключены к единой службе ЖКХ Москвы.

По словам г-на Михайлова, идет планомерное развитие проекта социальной карты москвича. В будущем с ее помощью планируется учитывать льготы на приобретение лекарств, жилищные субсидии и др. Есть планы по созданию единой медицинской карты москвича. После реализации этого проекта истории болезни пациентов смогут храниться в единой базе данных и благодаря этому быть доступными для докторов различных медицинских центров Москвы. Развивается также проект соцкарты учащегося. "Через три года все московские школьники будут иметь такую карту, а их родители смогут с помощью карты оплачивать затраты детей на питание, транспорт, доступ к платным сервисам, и т.д., – отметил г-н Михайлов. – За это же время мы планируем увеличить и компьютерную оснащенность московских школ: если сегодня в Москве в среднем приходится 19 учеников на 1 компьютер, то через три года их будет не более 9".

Взгляд прагматичного оптимиста

Выступая на CNews Forum 2007, председатель правления группы "Систематика" Феликс Гликман, по его собственному признанию, выразил взгляды прагматичного оптимиста. Он отметил, что, несмотря на то, что за последние годы значительно вырос объем продаж аппаратного и программного обеспечения в нашей стране, ни железо, ни ПО само по себе пользы бизнесу принести не сможет. "Запад сегодня существенно обгоняет Россию по доле ИТ-услуг, особенно это заметно по сектору аутсорсинга, доля которого крайне мала и не превышает 2,5%, – отметил г-н Гликман. – Относительно невысокая доля ИТ-услуг на российском ИТ-рынке (20% по сравнению с 60% на Западе) в совокупности с фактическим отсутствием сектора аутсорсинга – показатель того, что ИТ используются в России неэффективно". По его мнению, Россия отстает от Запада на порядок, находясь на периферии рынка ИТ-услуг.

Несмотря на то, что г-н Гликман не разделяет оптимизма относительно ИТ-прорыва, осуществленного Россией за последние годы, он убежден в наличии серьезных перспектив для роста. "Пока в России существует масса неэкономических причин, сдерживающих применение ИТ – в их числе плохое корпоративное управление, неумение заказчиков оценивать эффективность вложений в ИТ, слабая координация ИТ- и бизнес-целей, – считает он. – Кроме этого, для России традиционно характерны высокий уровень коррупции и нерыночные факторы конкуренции". Тем не менее, по словам Феликса Гликмана, рынок ИТ-услуг в России будет расти. Изменение соотношения потребляемых продуктов и сервисов в сторону увеличения доли услуг – это естественное для ИТ-рынка развитие событий, следствие развития экономики. Руководителям и собственникам бизнеса хочется получить максимальную отдачу от вложенных в информационные технологии средств, а это вызовет повышение спроса на ИТ-консалтинг и другие сервисы. Здесь у российских ИТ-игроков огромное поле для деятельности.

Заграница нам поможет

Вице-президент и генеральный директор НР в России Оуэн Кэмп отметил, что еще буквально четыре года назад о российском ИТ-рынке говорили как о молодом и растущем. "Сегодня ситуация изменилась: мы наблюдаем рост числа ИТ-компаний, стремящихся к проведению IPO, увеличение количества слияний и поглощений в российском ИТ-секторе, – рассказал он. – Наблюдается не только количественный рост рынка, но и значительные качественные изменения. К примеру, существенно возросла за последние годы роль ИТ-директора в крупных компаниях. Эти топ-менеджеры призваны сегодня увязать бизнес-задачи предприятия с ИТ-стратегией".

Вице-президент AMD в России, СНГ, Восточной Европе и Турции Пьер Брансвик считает, что по мере развития ИТ во всем мире будет возрастать потребность в снижении расходов на электроэнергию. Помочь в решении проблемы может виртуализация, которая позволяет сэкономить до 79% соответствующих затрат. Г-н Брансвик в числе ключевых трендов развития ИТ также отмечает "катастрофический" рост объемов данных. Только количество размещенных в Сети файлов к настоящему моменту перевалило за 3 млрд. Однако пока нет полноценной инфраструктуры, которая позволила бы полностью использовать возможности Web-2.0. Руководителей компаний он призвал перейти к инновациям, оптимизации ИТ-портфеля, а во главу угла ставить потребителя.

Для обсуждения развития ИТ в отдельных экономических нишах гости форума во второй половине дня приняли участие в секционных круглых столах. В качестве приоритетных было выбрано пять отраслей: госсектор, торговля, банки, ТЭК и телеком.

Госсектор: курс на повышение эффективности

Достижение значительного уровня оснащенности органов государственной власти, прежде всего – федерального уровня, аппаратными средствами, привело в движение ранее "дремавшие" процессы. В настоящее время внимание сфокусировано на повышении качества межведомственного взаимодействия, создании единого информационного пространства органов государственной власти, построении сервисной модели государства, предоставлении государственных услуг в электронном виде. Взятый курс на решение этих задач привел к оживлению на рынке, отмечается тренд в сторону увеличения предложения комплексных решений, включая аутсорсинговые услуги.

На заседании президиума Государственного совета РФ в Нижнем Новгороде в феврале 2006 года Президентом России Владимиром Путиным поставлена задача создания электронного правительства к 2010 году. Летом 2007 года Мининформсвязи России представило Концепцию формирования в РФ электронного правительства до 2010 и сегодня эти работы приобретают все более зримые черты. Так, по словам Владимира Самолетова, заместителя руководителя Федерального агентства кадастра объектов недвижимости РФ, "необходимо создание общегосударственной системы, объединяющей поставщиков электронных государственных услуг, потребителей услуг и поставщиков технологических (решений) электронных государственных услуг". Для этого, в первую очередь, необходимо обеспечить доработку законодательства, а также создание соответствующей технологической инфраструктуры. Большую часть забот по построению технологической инфраструктуры должно взять на себя государство. Тем не менее, по мнению Владимира Самолетова, "одним из необходимых условий эффективного развития системы предоставления электронных государственных услуг, является стимулирование доступа на этот сегмент рынка коммерческих организаций, способных активизировать инвестиционные процессы".

Короткая ссылка