Спецпроекты

Телеком Безопасность Бизнес Цифровизация Инфраструктура Бизнес-приложения ИТ в госсекторе Системное ПО

CNews Forum 2007: какой будет ИТ-Россия завтра?

В конце ноября в Москве состоялся первый форум CNews. Он собрал представителей ключевых игроков ИТ-рынка и был призван определить будущее развития информационных технологий в России и в мире, понять роль ИТ в государстве и бизнесе завтрашнего дня.

Были отмечены на секции и хорошие перспективы в торговле у систем электронных платежей, телекоммуникационных технологий на основе систем спутниковой связи, комплексных интеллектуальных систем безопасности с открытой архитектурой и т.д.

Как на Западе, так и в России в последние годы все большее распространение получает так называемая культура "БоБу" ("богемных буржуа"). Состоятельные люди не хотят ходить с тележками по супермаркетам, они требуют к себе особого отношения, желают, чтобы их шоппинг был максимально комфортным. И именно ИТ в состоянии обеспечить максимальную индивидуальность и интеллектуальность покупок.

CNews FORUM посетили представители госвласти, крупнейших российских и мировых ИТ-компаний, люди бизнеса
CNews FORUM посетили представители госвласти, крупнейших российских и мировых ИТ-компаний, люди бизнеса

Среди глобальных тенденций в торговле были отмечены, пожалуй, общие для всей российской экономики – дальнейшая консолидация бизнеса, развитие аутсорсинговых подходов и т.п.

Банки модернизируют ИТ-инфраструктуру

Банки, всегда находившиеся в авангарде информатизации, первыми приходят к тем ИТ-проблемам, решать которые, рано или поздно, начнут все вертикальные рынки. Сегодня сектор переживает период перепланирования ИТ-ландшафта, модернизируя свою ИТ-инфраструктуру под новые задачи и увеличивающиеся масштабы бизнеса.

Одними из первых начавшие автоматизацию бизнес-процессов и столкнувшись с проблемой "зоопарков" информационных систем банки оказались в числе "пионеров", инициировавших проекты по внедрению интеграционных платформ. Эти решения тем более актуальны, чем больше разрастается количество используемых банками систем, покрывающих новые задачи бурно набирающего обороты бизнеса. Условия высоко конкурентного рынка, со своей стороны, ужесточают требования к скорости всех процессов. Лавинообразно увеличиваются объемы данных, что накладывает свои требования к системам хранения и обработки информации. Все вместе это формирует потребность в оптимизации ИТ-инфраструктуры банков.

Помимо интеграционных решений, российские банки сегодня осваивают технологии виртуализации – для минимизации издержек и повышения управляемости своего ИТ-парка. Строят сети на IP и внедряют CRM/contact центры с IVR (Interactive Voice Response - интерактивные голосовые услуги). "Голос сверху" - Центробанк - говорит о необходимости перехода от децентрализованных инфраструктур к централизованным, и от разнородных решений однотипных задач - к стандартизации.

Для мировой банковской отрасли этот путь уже почти пройден, там сейчас решают проблемы более концептуальные. Речь идет о смене имиджа банка в целом – он должен стать чем-то наподобие "джина из бутылки", быть доступным по "первому зову" через любое средство связи (телефон, SMS, онлайн). Крупнейшие мировые банки начинают жить в стиле веб - в помощь call-центрам на их сайтах создаются блоги, онлайновые сообщества, где можно получить необходимую информацию по запросу. Финансовые институты, переходя к открытым платформам и стандартам, экспериментируют сегодня с Web 2.0 – модной концепцией "веб как приложение". Вполне возможно, этот процесс предваряет наступление в банковском секторе эпохи SaaS – распространение программных продуктов по подписке, доступ к которым осуществляется через веб.

В России о SaaS только начинают говорить, проявляя все больший интерес к сервис-ориентированной архитектуре. Очевидно, что есть еще минимум 2-3 года до того, как подобный сервис – "ПО как услуга" – станет здесь чуть большим, чем просто аббревиатурой. При этом в числе апробирующих его "пионеров" вновь могут оказаться именно банки. По крайней мере, для них выглядит целесообразным отказ от дорогих и длительных проектов по внедрению систем, автоматизирующих неключевые бизнес-процессы, в пользу доступа (например, к CRM) через веб по подписке.

ИТ в телекоме: в поисках простых решений

Конкуренция на телекоммуникационном рынке России нарастает. Операторы вынуждены бороться за повышение качества своих услуг и обслуживания абонентов, снижение затрат и повышение отдачи от инвестиций. ИТ-системы должны способствовать решению данных задач и гармонично вписываться в быстро меняющиеся рыночные реалии.

Каковы векторы развития телекоммуникаций, которыми не могут пренебрегать поставщики ИТ-решений? В мобильной связи, например, акценты постепенно смещаются с передачи голоса на передачу данных. По прогнозу, приведенному в докладе директора по ИТ компании "Скай Линк" Виталия Студитских, благодаря бурным темпам роста российского рынка мобильной передачи данных (более 50% в год), в 2013-2015 годах он может сравняться с рынком голоса. В этой связи сотовые операторы, сделавшие ставку на мобильную передачу данных (это, прежде всего, сам "Скай Линк"), в частности, смотрят в сторону так называемого Content Based Billing – тарификации услуг в зависимости от контента. Среди основных принципов выставления счетов - тарификация по IP адресам, портам, протоколам; тарификация по ULR-адресам; тарификация загрузок только при успешных скачиваниях; тарификация сообщений по адресатам, размеру, количеству и вложениям и пр.

Между тем, участникам ИКТ-рынка приходится решать задачи, лежащие за пределами технической плоскости. Они, как минимум, должны быть в курсе происходящих перемен в сфере российского законодательства. Председатель совета директоров инновационной компании "Некстер" Антон Богатов напомнил, что с 1 января 2008 года вступает в силу IV часть Гражданского кодекса, касающаяся прав на результаты интеллектуальной деятельности. По его мнению, грядут массовые проверки соблюдения интеллектуальных прав и законодательства о персональных данных с сопутствующим изъятием вычислительной техники для проведения экспертиз. Г-н Богатов советует ИТ-компаниям и операторам составлять лицензионные договоры только по правилам Гражданского кодекса, в обязательном порядке иметь сертификат ФСТЭК и чаще использовать "тонкие клиенты".

Первый форум CNews продемонстрировал системообразующую роль ИТ в России. Именно ИТ – залог сохранения за нашей страной одной из ключевых ролей в мировом сообществе. Важно, что это понимает и государственный аппарат, и бизнес, и население. Такая площадка, как CNews FORUM, доказала свою эффективность и планирует в следующем году снова собрать вместе власть и бизнес, чтобы подвести итоги и выработать планы на будущее.

Элеонора Ершова, Вадим Ференец, Мария Попова, Леонид Кузьмин, Виталий Солонин / CNews

Короткая ссылка