Спецпроекты

Телеком Безопасность Бизнес Цифровизация Инфраструктура Бизнес-приложения ИТ в госсекторе Системное ПО

CNews Forum 2007: какой будет ИТ-Россия завтра?

В конце ноября в Москве состоялся первый форум CNews. Он собрал представителей ключевых игроков ИТ-рынка и был призван определить будущее развития информационных технологий в России и в мире, понять роль ИТ в государстве и бизнесе завтрашнего дня.

О том, что сектор российского рынка ИТ-решений для органов государственной власти и государственных организаций не теряет привлекательности, но становится все более емким, свидетельствует заметная активность среди крупных зарубежных компаний. Так Citrix Systems, которой принадлежит около 80% мирового рынка доставки приложений, после четырехлетнего присутствия на российском рынке усиливает интенсивность своей работы с государственными структурами. Как заявил руководитель российского представительства компании Сергей Кузнецов, "в ближайшее время компания Citrix выведет на рынок продукт, предназначенный специально для российского рынка". По его словам, этот продукт "будет позиционироваться специально для государственных учреждений" и "позволит полностью удовлетворить как функциональные, так и законодательные требования заказчиков".

В апреле 2007 года было заявлено об открытии направления по работе с госсектором в России компании SAS, мирового лидера рынка программного обеспечения и услуг в области бизнес-аналитике. По словам директора по работе с госсектором SAS Russia Анатолия Харламова, важность оценки эффективности в российском госсекторе значительно возросла и SAS предлагает комплексное решение, позволяющее "связать повседневную операционную деятельность организации с долгосрочными стратегическими целями".

Вопросы повышения эффективности красной нитью проходят сквозь большинство современных ИТ-решений, представленных на рынке. Так, например, группа компаний "Армада" в этом году анонсировала свое новое решение для топ-менеджеров – "РБК Мониторинг", призванное повысить эффективность работы руководителей крупных компаний и органов государственной власти. В настоящее время система тестируется в Мининформсвязи РФ и Минсельхозе РФ. Как заявил руководитель направления управленческих информационных систем ГК "Армада" Михаил Городилов, "появление персональных информационных систем высшего руководства" является одной из тенденций развития ИТ.

Интерес крупных коммерческих компаний к работе с органами государственной власти и государственными организациями объясняется тем, что "государство сейчас является крупнейшим потребителем передовых технологий", - как отметил в своем выступлении генеральный директор Etegro Technologies Олег Изумрудов. Большой вклад в развитие технологий вносит реализация крупных национальных проектов. "Это дает развиваться отечественной ИТ-индустрии в целом", - считает он. При этом одним из наиболее важных моментов является применение комплексного подхода к реализации поставленных задач.

В этих условиях одним из важнейших направлений должно стать развитие отечественного инновационного производства. Успеха в конкурентной борьбе с крупнейшими производителями можно достичь, лишь обеспечив переход от "сборочного" к "реальному" высокотехнологичному производству, - подчеркнул Ренат Юсупов, старший вице-президент компании Kraftway по технологиям. Причем, производство должно быть инновационным - "исследования и разработки должны стоять на потоке" - и сервис-ориентированным. "Потребности в "железе", как таковом, сейчас практически не существует – есть потребность в решении задач, - отметил Ренат Юсупов. - Нет конкуренции технологий, а есть конкуренция сервисов".

Между тем рынок ИТ-услуг и сервисов в государственном секторе в настоящее время только начинает развиваться. Как отметил Иван Андрианов, начальник отдела поддержки продаж сервиса компании "Открытые технологии": "В России пока не существует услуг аутсорсинга в том плане, в котором его понимают западные компании". По его мнению, в нашей стране существует аутсорсинг некоторых приложений и систем, но комплексного подхода ни одна компания не проповедует. Тем не менее, этот рынок рассматривается многими игроками, как один из наиболее перспективных. Именно госзаказчик, считает Иван Андрианов, сейчас наиболее готов к переходу на услуги аутсорсинга.

Информатизация ТЭК: кому соль, а кому бальзам на раны

Векторы информатизации в топливо-энергетическом комплексе вызваны прямо противоположными трендами: повышением цен на сырье в топливодобывающем сегменте и резким ростом затрат на энергоносители в тепловых генерирующих компаниях.

Понятно, что для одних новости с мировых бирж – "бальзам на раны", а для других –"ночной кошмар". Сегодня в России сложилась такая ситуация, что для "нефтянки" переработка нефти внутри страны стала делом неинтересным. Более того, основная масса НПЗ введена в строй более чем 20-30, а то и 40, лет назад и требует коренной реконструкции. В этих условиях говорить о масштабных инвестициях в ИТ не приходится, тем более, что укомплектованы они этими самыми ИТ "по самую верхушку". Задача заключается в том, чтобы получить максимальную отдачу от их работы. А это означает рост потребления ИТ-сервисов, связанных с управленческим консалтингом и аутсорсингом. Еще можно надеяться на увеличение затрат на центры обработки геофизических и пространственных данных.

Находящиеся на другом конце трубы предприятия энергетики находятся в прямо противоположной ситуации. И дело здесь не только в повышении цен на сырье и регулировании отпускных цен на их продукцию государством. Отрасль вступила в эпоху реформ, главная цель которых – либерализация рынка электроэнергии и создание на нем конкурентной среды. Естественно, бывшие "дочки" РАО ЕЭС оказались абсолютно не готовы к такому повороту событий, прежде всего, из-за отсутствия необходимых элементов ИТ-инфраструктуры. В частности, по словам представителей OГK-5, у их компании с оборотом "в 12 нолей в год", 67% всех затрат приходится на топливо, а еще 16% – на техперевооружение и ремонт. Поэтому уменьшение этих затрат при помощи ИТ даже всего на 0,5% – гигантская экономия.

В связи с этим, перед ИТ-департаментом OГK-5 стоят два блока первоочередных задач. Первый – построение систем автоматического управления технологическими процессами (АСУ ТП) и оперативного управления (прежде всего, это решения класса MES, EAM и учета основных средств в масштабе реального времени). В дальнейшем предполагается построение решения для автоматического управления генерацией на основе суточного планирования и качеством производимой электроэнергии, чего в РАО ЕЭС никогда не было и без чего работать на современном рынке электроэнергетики просто невозможно. Только после этого запланирован ввод в действие биллинговых систем и построение систем активного экологического мониторинга. Второй блок задач связан с тем, что практически все генерирующие компании сейчас выставлены на продажу. Встает вопрос о том, будет ли потенциальный собственник менять ERP-систему под свои нужды или нет? Поэтому в OГK-5 начали загодя готовиться к этому процессу, и пошли по пути использования СОА.

ИТ в торговле: рукописные ценники исчезнут

Несмотря на уверенное развитие российской розницы, доля затрат на ИТ в этом секторе пока не превышает 1%, и в структуре расходов по-прежнему доминируют средства, выделяемые на "железо" – порядка 42%.

В то же время нельзя сказать, что никаких качественных подвижек здесь не происходит. Российские торговые компании активно внедряют передовые ИТ, используемые многими ведущими зарубежными ритейлерами. По мнению собравшихся на заседание секции "ИТ в торговле", все большую роль в торговом секторе будут играть технологии виртуализации, позволяющие сократить затраты на дополнительное оборудование, а также целый ряд косвенных расходов, максимально задействовать имеющиеся информационные ресурсы. В будущем получат развитие технологии, обеспечивающие работу call-центров. Сегодня подобный сервис имеют 27 из 50 крупнейших розничных сетей. Оставшиеся ритейлеры, наверняка, будут следовать за своими коллегами. Все более важное место в работе торговых предприятий будет отводиться так называемому "столу заказов", и, в частности, развитию интернет-торговли. Тенденция последних лет – все более широкое внедрение программ лояльности ("Малина", "Много.Ру".) – в будущем только усилится, что повлечет за собой дальнейшее развитие технологий, обеспечивающих ИТ-поддержку дисконтирования, бонусных систем и т.д.

Не исключено, что в скором времени в России может получить развитие система мобильных платежей. Пока такого рода подход популярен в основном в странах Юго-Восточной Азии, в США и Европе он не очень прижился. В России же уже сейчас предпринимаются попытки ввести подобную систему, однако пока вопросов больше, чем ответов – слишком остро стоит вопрос безопасности платежей. Вполне вероятно и распространение технологии Electronic Shelf Labeling (ESL) или электронных ценников, когда традиционные бумажные ценники в торговых залах ритейлеров заменяются жидкокристаллическими индикаторами. Эта технология значительно минимизирует ручной труд по изготовлению бумажных ценников. Большое будущее наверняка ждет и технологию RFID (радиочастотной идентификации). Ее уже активно используют некоторые крупные западные торговые компании, однако в России ее практически нет. Как рассказал заместитель генерального директора торговой сети "Утконос" Сергей Шишков, в его компании была предпринята попытка внедрения RFID (правда, не в торговых залах, а на складе). Однако она себя не оправдала – за год выходило из строя до 30% меток, при их считывании возникало немало ошибок, наконец, в эксплуатации данная технология оказалась очень дорогой. В результате, в "Утконосе" вернулись к традиционным штрих-кодам. Однако, несмотря на негативный опыт, глава "Утконоса" отметил, что после того, как технология будет отлажена и станет приемлемой по соотношению "цена/качество", к ней обязательно вернутся.

Короткая ссылка